VEF 317. Первый раз в третий класс

Немногочисленные, но внимательные читатели моего блога могли заметить, что все приемники, с которыми я работал — второй группы сложности. Исключение составляет лишь «деклассированный элемент» по имени «Ишим», принадлежащий, скорее всего, к нулевой, самой высокой группе. Но в этот раз мне в руки попался «VEF 317», ближайший родственник и вообще младший брат любимых «216-х», а так же «214-х», «221-х» и «222-х». Почитать о модели и найти к ней инструкцию со схемами, как всегда, можно здесь, а я продолжу свой рассказ.
DSCN5202 DSCN5203
Внешность унифицирована с упоминавшимися выше моделями — если закрыть рукой шильдик, то сказать, кто есть кто, можно лишь по мелким отличиям. В частности, «317-му» присущи яркие раскраски корпуса (у моего передняя и задняя панели неопределившегося розово-коричневого цвета, хотя был и полностью красный вариант — тот, без сомнения, презентабельнее), а кнопка на верхней грани всего одна, зато широкая. Правда, если долго искать по картинкам в Google, то можно увидеть, что были «317-е» и с обычной узкой кнопкой, были и черные, и даже желтые… Еще в нем нет УКВ-диапазона, в отличии от «второклассников». Если бы был диапазон 52-75 метров, то «317-й» можно было бы смело назвать преемником приемника (без этого каламбура просто нельзя обойтись) «VEF 202», но во второй половине восьмидесятых этот диапазон, выходит, стал невостребованным.
Ах, да, самое главное! Аппарат сначала не включался, а потом, при наклонах корпуса из стороны в сторону, на краткое время стал загораться светодиод-индикатор сети. В общем — типичный «блуждающий дефект», как хочешь, так его и ищи. Так что — в ремонт однозначно.
DSCN5204
Без задней крышки «ВЭФ 317» выглядит почти как «ВЭФ 216», разве что дорожек на плате поменьше да КПЕ висит в воздухе — в этом месте у «второго класса» экранированный блок УКВ.
DSCN5205
Сразу же после снятия крышки меня ждал дополнительный квест. Когда-то давно в этом приемнике… Нет, не так. Правильно будет вот как: я, конечно, слышал, что тараканы любят электронику, но воочию увидел это впервые. Хорошо еще, что все они давным-давно покинули этот «ВЭФ», оставив после себя лишь сброшенные шкурки и продукты жизнедеятельности. В связи с этим я решил совершить героический для себя поступок — полностью разобрать приемник, невзирая на боязнь трогать верньер, и вымыть среднюю часть корпуса.
DSCN5206
С  лицевой стороны все так же похоже на 216-й, разве что деталей поменьше да нет ни одного «вечного» оксидно-полупроводникового конденсатора К53-14 — третья группа, мол, обойдетесь и армянскими «К50-16». На фото уже нет темброблока и барабанного переключателя, снята боковая крышка и частично — нить верньера.
DSCN5207
Барабан и темброблок. Унификация налицо — на плате темброблока есть отверстия под переключатели, устанавливавшиеся в старших моделях. Контакты планок намного удобнее чистить, когда барабан снят. Правила те же — спирт и палочка для чистки ушей. Попробовал и керосин, но показалось, что спиртом чистится лучше. Опционально контакты смазываются «ЦИАТИМом».
DSCN5208 DSCN5209
Перед окончательным снятием верньера рекомендую тщательно сфотографировать все места, которые могут потом вызывать сомнение — сколько витков нити было сделано вокруг вала да в какую сторону — поди потом, разберись, если нет ни кинематической схемы, ни фотографий того, как было.
На второй фотографии запечатлено положение черного барабана при максимально выкрученном вправо конденсаторе (емкость его минимальна, частота принимаемых волн — максимальна).Барабан тоже пришлось снимать, потому что в нем кто-то жил, и где жил, там и гадил. Да и к винтам, крепящим КПЕ, иначе не подлезешь.
DSCN5210 DSCN5211
Блок питания был весь в лишних проводах. Когда я его снял, то кусочек гетинакса отпал, и все стало понятно. Провода соединяют между собой поврежденные участки платы, которая треснула вокруг винтов, крепящих разъем. Тут же нашлась и «блуждайка» — толстая проволока, соединяющая «минус» конденсатора на 2000 мкФ с «массой» на основной плате, оторвалась от дорожки. При наклоне приемника контакт иногда восстанавливался, и тогда загорался светодиод.
В самом блоке питания надо было заменить «электролит» на 100 мкФ. В 216-м там стоит К53-14 — меньшей емкости (68 мкФ), но зато «вечный». От щедрот я установил 1000 мкФ.
DSCN5212 DSCN5213
Так выглядит требуха «ВЭФ 317, если ее вынуть из корпуса. Особое внимание надо уделить магнитной антенне — выводы катушек тоненькие, и оборвать их — дело плевое. Лучше не лениться и отпаять их — четыре штуки, из которых два сходятся вместе.
DSCN5215 DSCN5216
Динамик «2ГДШ-2». Точно такой же стоит в «ВЭФ-Спидола 232» и «ВЭФ 216» (и, думаю, в других приемниках этого семейства), так что проблем со звуком не будет, слушать его — одно удовольствие.
DSCN5217 DSCN5218
Шасси после помывки. В принципе, можно было потратить еще немного времени и снять пружины, колодку внешней антенны и заземления, ось ручки настройки…
DSCN5219 DSCN5220
Так выглядит морда «317-го», если снять с нее решетку и динамик. Всем своим видом приемник как бы говорит нам «WAT». Шкалу можно безбоязненно мыть и полировать — краска несмываемая, а со внешней стороны ею ничего не написано (в отличие от «216-го»).
DSCN5222
Решетка покрыта тонким слоем какой-то краски — то ли коричневатой, то ли зеленоватой — я разобрать не смог. От времени на поверхности образовались очаги протертости этой краски до голого металла (верхний левый угол — это уже моя работа). Подумав, что лучше вообще обойтись без покрытия, чем оставить его в таком виде, я решил его стереть. Выглядеть решетка будет как у «216-го» — просто серебристый металл. Алюминий, наверное.
DSCN5223
Пришло время собирать приемник. После установки платы и антенны обратно в корпус наступает время верньера. В инструкции к приемнику есть очень толковая кинематическая схема — ей и рекомендую следовать, опираясь на мои фотографии. Совершенно так же устанавливается верньер и в «216-м» «ВЭФе».
Итак, для начала устанавливаем стрелку напротив «нуля» на черной пластине, а переменный конденсатор максимально скручиваем вправо, в сторону его открытия. Черный барабан, если он снимался, нужно зафиксировать примерно так, как на фотографии выше. Тонкая подстройка будет позже.
DSCN5225
Теперь делаем такую фигуру.  Узелок на канатике вкладывается в нижнюю прорезь барабана.
DSCN5226
Проводим нить через левый блок.
DSCN5228
Натягивая ее, делаем два витка вокрут оси ручки настройки. В инструкции к «216-му» почему-то нарисованы три витка, хотя на деле там тоже два.
DSCN5229
По барабану тоже делаются два витка, покуда узелок не встанет напротив своей прорези. На этом фото немного не хватило длины нити — значит, надо стравить ее с оси ручки настройки и потуже натянуть — благо, пружина все компенсирует.
DSCN5231
Собранный верньер. Мне пришлось сделать еще один узелок, который выбрал небольшую слабину нити — ранее при движении стрелки влево она неизменно зависала на правой половине шкалы, и ручка настройки крутилась вхолостую. Теперь этого не происходит. Кроме того, два ролика, которые сейчас хорошо видны, очень туго вращались — пришлось немного увеличить в них диаметр отверстия под ось и брызнуть в эти места «WD-40». А нижний ролик к тому же стоял с перекосом — нижняя часть его оси теперь опирается на прокладку из целебной синей изоленты.
Возможно, потребуется дополнительно согласовать положение стрелки на «нуле» и «десятке» с положением ротора КПЕ. Для этого, не трогая верньер, надо через прорезь в боку черного барабана открутить немного винт, удерживающий сам барабан, и выставить ротор КПЕ так, чтобы он был открыт до упора при стрелке на «нуле» и закрыт — на «десяти».
Как оказалось, не так уж и страшен верньер, как я себе представлял. Впрочем, это же «ВЭФ», чего тут удивляться, тут все хорошо продумано. За это я их и люблю.
DSCN5232
Если в наличии нет конденсатора на 2200 мкФ, равно как и нет желания в субботу вечером бежать за ним в магазин, то всегда можно запараллелить два по 1000 мкФ и получить 2000 мкФ, а при особом желании — добавить к ним еще два по сто или один на 220 мкФ.
После замены всех электролитических конденсаторов у приемника появился звук. Качество радиопередач оценить трудно — живу я сейчас в таком месте, где помехи забивают все диапазоны. Но вот со внешним источником звука — все как и положено. Громко, мощно, приятно. И ни одного германиевого транзистора! Хотя в паузах между песнями немного не дает покоя шум АМ-эфира — его здесь выключить нельзя. В «216-м» при работе со внешним источником звука я включаю УКВ и бесшумную настройку — тогда почти идеально тихо.
Ну, раз с электрической частью все в порядке, а аудиоразъемы 3,5-мм еще в пути ко мне, то займусь внешним видом приемника.
DSCN5234
Краска довольно-таки неплохо снимается такой вот щеткой для чистки сковородок (и паяльников с «вечным жалом»). Нужно лишь усердие.
DSCN5253 DSCN5254
Прошло уж две недели, а решетка все еще не дочищена до блеска, хотя даже гнезда приехали. Вот и установим одно в качестве аудиовхода. Все как на «216-м» — задействованы первый и третий контакты разъема темброблока.
Светодиодная лента через резистор 3 кОм подключается к четвертому (плюс девять вольт) и третьему («масса») контактам разъема. Припаяна она проводом от отслуживших свое наушников — он гибкий и тонкий, разве что залудить его — это уметь надо. Лучше всего — обжечь в пламени спички или прямо подавать проволочный припой на проволочки, растапливая его паяльником. Запашок, правда, получается неприятный, но у меня-то респиратор!
Резистор необязателен, так как уменьшает яркость свечения ленты, а это уже — дело вкуса.
На несколько дней у меня вдруг появилась возможность воспользоваться бытовой химией, в связи с чем решетка была обработана сначала «646-м» растворителем, а потом — смывкой для старой краски. Это ускорило процесс избавления от нее.
Так же на решетке были небольшие поперечные вмятины — попробовал отрихтовать. Фотографий процесса нет — попробую объяснить словами.
Для начала нужен специальный резиновый молоток — без него можно и не начинать, а так же брусок оргстекла (в нем не так важна длина, как высота и ширина) и толстая резина («толстая» значит миллиметров от тридцати). На свет определяются вогнутые места и направление вмятин, решетка кладется на брусок оргстекла продавленными частями вверх, и молотком аккуратно, неспеша, они простукиваются. Сильно лупить не надо — здесь более важна точность. Иногда надо переворачивать решетку и смотреть на противоположную сторону. Если какая-то настырная вмятина никак не хочет выправляться, то вместо бруска оргстекла используется резина — она позволит металлу пройти немного дальше, и, возможно, выгнуться в другую сторону. Жаль, что я так и не стал автослесарем, и если мои объяснения непонятны — то в любом поисковике можно найти, я думаю, хорошие рекомендации по нелегкому делу выправления металлических деталей.
DSCN5312
Существует немало способов борьбы с гудящими динамиками в усилителях звука, когда они рычат на частоте 50 или 100 герц даже на самой маленькой громкости. Шунтирование диодного моста, увеличение емкостей после выпрямителя, замена диодов на более быстрые … Я пробовал разные варианты, пока не подсказали еще один — соединить между собой проводами отдаленные уголки земляного провода. И это помогло! «317-й» продолжает немного гудеть, но несравнимо меньше, чем ранее! На фото два фиолетовых провода — как раз моя работа.
DSCN5313
Сзади «317-й» отличается от «216-го» главным образом отсутствием пятого винта посередине крышки.
DSCN5314 DSCN5315
У моего приемника был обломан пластиковый выступ, фиксирующий антенну. Я вплавил толстую проволочку — вывод от отслужившего свое импульсного трансформатора. Может, и не так красиво, но держится.
DSCN5320 DSCN5318
DSCN5331 DSCN5334
Вот такой получился нарядный «317-й».
DSCN5321
Рядом со старшим, но одновременно и младшим братом «ВЭФ 216». Старше он потому, что из второго класса, а младше — потому что 1991-го года выпуска. Мой «317-й» — 1987-го.
DSCN5326 pQmh1banQGk
Без этого фото статья о «317-м» была бы не статьей. На правах рекламы: малоизвестную музыку из восьмидесятых можно послушать по радио Tapes’80.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Радиоприемники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s